Сулейманова Г.Ж., к.ю.н.,
Заместитель начальника Актюбинского
юридического института МВД
Республики Казахстан
имени М.Букенбаева по научной работе
Медиев Р.А., доктор (PhD)
Начальник ООНИиРИР Актюбинского
юридического института МВД
Республики Казахстан
имени М.Букенбаева
(e-mail:[email protected])
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАЗАХСТАН 2020
(В СВЕТЕ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Н.А. НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА. 31 ЯНВАРЯ 2017Г. «ТРЕТЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»)
В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 31 января 2017 года народу Казахстана четвертым приоритетным направлением является: «…уделением большого внимания формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи…».
Нам думается, что в рамках направлений, указанных в Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, которые должны быть приоритетными задачами Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан им.М.Букенбаева, является обучение курсантов и воспитание будущих профессиональных офицеров и юристов, основой которого является повышение эффективности теоретического и практического обучения, подкрепленного применением IT-технологий, прививающих повышенный интерес к обучению, развитию самостоятельности, ответственности и целеустремленности.
В этом плане на базе Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан им.М.Букенбаева на кафедре «Уголовного процесса и криминалистики» функционирует «Кримтехлаборатория», где курсантами успешно осваивается учебно-методический комплекс: «Виртуальный осмотр места происшествия», в рамках которого оттачивают свое мастерство и приобретают практические навыки будущие сотрудники ОВД по проведению таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск и выемка.
Разработчиком данного программного комплекса является компания ООО «Фундаментальные системы анализа», расположенная в городе Астрахань Российской Федерации, которая осуществляет разработку технологий электронного обучения и тренинга для сотрудников правоохранительных органов и курсантов (студентов) юридических специальностей (интерактивные симуляторы, виртуальные тренажеры), а также мобильные решения для сбора, фиксации данных с места происшествий/инцидентов/действий.
Конструктивно программа рассчитана на широкие возможности ее совершенствования. Форма обучения, напоминающая компьютерную игру, легко воспринимается молодыми следователями. Нередко обучаемые с увлечением соревнуются между собой на скорость и качество выполнения заданий.
Изучение возможностей данного программного комплекса в судебно-следственной практике показало, что он может быть эффективно использован следователем в процессе расследования (например, допроса подозреваемых, свидетелей), а также использован государственным обвинителем в суде для демонстрации видеоизображения реконструированных криминальных событий (действий преступников, способа совершения преступления, обстановки на месте преступления и т.п.). Наибольший результат достигается по уголовным делам с участием присяжных заседателей (имеется положительный опыт следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области).
На данный момент решения Стационарное рабочее место («Виртуальный осмотр места происшествия», «Виртуальный Обыск (выемка)») используют в работе территориальные следственные управления Следственного комитета РФ и порядка 40 высших учебных заведений России и Казахстана (Актюбинский юридический институт МВД Республики Казахстан им. М.Букенбаева, Карагандинский государственный университет им. Е.Букетова, Семипалатинский государственный университет им. Шакарима).
Комплекс наделен инструментами, позволяющими реализовать полноту картины места происшествия, а также дополнить модель материалами, относящимися к обучению. Интерфейс программы интуитивно понятен и прост, а саму программу можно использовать на компьютерах и ноутбуках.
Кром того, сотрудники института участвуют в разработке новых учебных программ, которые формируют у курсантов определенные знания, необходимые в будущей служебной деятельности, воспитывающие у них чувства ответственности и долга перед государством и обществом.